Web-разработка с Macromedia Studio MX



Проверка своих идей на модели узла


Процесс Web-дизайна начинается с того, что программист садится за стол и излагает свои идеи на листе бумаги. После этого он думает над тем, как будут работать и где будут расположены элементы навигации.
Этот чистый лист бумаги заполняется квадратиками, показывающими переходы между страницами. Такой же лист бумаги можно использовать для создания эскизов дизайна страниц или прорисовки областей размещения динамического содержания.
Задача с первого взгляда кажется устрашающей. Так оно и есть на самом деле. Однако это — самое значимое время, вложенное в проект. Именно на этом этапе происходит большая часть споров и обсуждений, и именно в это время дизайнер часто устремляет взгляд в пустоту и размышляет о проекте, да и о жизни вообще.
Хотя мы работаем в условиях, где правит бал технология, она совершенно не играет роли в процессе планирования. В частности, на этом этапе вполне достаточно таких изобретений цивилизации, как карандаш и листок бумаги. На стадии планирования вырабатывается стратегия всего проекта. Эта стратегия находится не в секторах жесткого диска и не на установочном диске Dreamweaver MX. Она находится в голове и начинает воплощаться в жизнь только тогда, когда вы сформулируете и сравните свои цели и задачи.
Как не существует в точности одинаковых предприятий, так не существует и какой-то общей стратегии Web-дизайна. Так же не существует и единой прямой дороги к выработке стратегии. Представьте себе этот процесс как вылазку из дома за покупками. Здесь стратегия проста: добраться как можно быстрее. При этом составляется оптимальный маршрут передвижения от дверей дома до магазина. Если вы там ранее никогда не бывали, вам может потребоваться карта или помощь соседей. Когда вы просмотрите полученную информацию, то сможете составить маршрут движения. Это процесс может отнять много времени.
Можно, конечно, применить и более быстрый метод: прыгнуть в машину и выбрать общее направление к месту назначения. Если случится заблудиться, вы всегда сможете спросить у прохожих направление. Однако за время, которое вы в таком случае потратите на дорогу, я уже успею сделать все необходимые дела и вернуться домой. В случае если вы опоздаете (благодаря поддержке прохожих, которые сами не знают, куда показывают), вам придется не солоно хлебавши повторить весь свой путь, только теперь уже в обратном направлении — домой.
Процесс планирования стратегии чем-то похож на описанную ситуацию, только планируется путь не в магазин, а к созданию Web-узла. Мы собираем информацию, ставим цели и выполняем план.
Правильно выработанная стратегия устанавливает прямой путь для всего процесса создания узла. Плохая стратегия ведет к бесцельному шатанию, и конечный продукт отразит в себе отсутствие единого направления. Первым действием после того, как была собрана информация, становится моделирование узла. Правильно сконструированная модель узла начинается с создания эскиза, который представляет собой исходную конструкцию узла. Эта модель показывает маршруты перехода пользователя по узлу в поиске нужной информации. Таким образом, создается карта узла, которая концентрирует внимание на элементах навигации и призвана удовлетворить как пользователя, так и клиента.
Планирование узла JCT
Узел, создание которого мы рассматриваем на протяжении всей этой книги, посвящен гипотетической компании JCT. Этот узел должен следовать некоторому стратегическому плану. Процесс начался с того, что была поставлена задача создать узел, в котором будут отражены основные принципы Web-дизайна: от постановки концепции до загрузки узла на сервер по протоколу FTP. Любой Web-дизайнер знаком с этим процессом, который начинается со встречи заказчика с разработчиком и с вопроса: "Вы занимаетесь Web-дизайном?"
После того как клиент выберет разработчика, начинается процесс планирования.
Спросите любого работающего в торговле, и он вам скажет, что в этом деле успех зависит от хорошей подготовки, белоснежной улыбки и удачных шуток. Разница между хорошей подборки фактов. Когда приходит время выработать стратегию для клиента, процесс сбора фактов сводится к заданию следующих вопросов: Кто составляет целевую аудиторию клиента? Естественно, стратегия будет различаться для узла сотрудников корпоративной сети и для парадной витрины компании в Internet. Корпоративная сеть имеет ограниченную аудиторию, а пользователей Internet — громадное множество. Узел, выставляемый в Internet, должен быть доступен любому вооруженному хоть каким-то броузером.
В случае узла JCT целевая аудитория может быть достаточно широкой. Она состоит из подростков и студентов, которые хоть немного понимают в Internet и способны совершать покупки. В нашем случае, несмотря на свою массу, аудитория подобна корпоративной сети, потому что в общем контексте Web этот рынок достаточно узкий.
Что хочет сказать клиент? Никогда не забывайте, что Web — это прежде всего носитель информации. Его изначальной целью был обмен информацией между научными работниками. Если вы посетите узел рекламного агентства, он как бы вам скажет: "Мы знаем себе цену!" Если посетить узел розничной продажи, он вам как бы скажет: "Купите все, что вам нужно, именно здесь!"
В случае с компанией JCT гипотетический клиент хочет, чтобы детки не проходили мимо его магазинов.
Имеет ли клиент собственный корпоративный стандарт? В Web всем двигают торговые марки. Посетите узел фирмы Nike, и вы увидите ее эмблему (swoosh); посетите узел Кока-Колы, и вы захлебнетесь красным цветом. Посетите узел Disney, и вы сразу натолкнетесь на уши Микки-Мауса. Чем крупнее компания и чем шире ее международные связи, тем проще уловить ее корпоративный стиль, сопровождающий всю рекламу в печати и в Web. Тот же самый образ компания пытается донести и в печатных брошюрах, рекламных плакатах и ежегодных отчетах, которые публикуются в Web. Таким способом компания управляет своим имиджем на рынке. Например, продукцию Nike никто и ни с чем не спутает. И даже в этом случае пользователь после каждого щелчка на любой странице узла Nike чувствует, что он находится на узле именно этой компании. То же касается одежды и печатной продукции. Они представляют последовательный имидж компании на рынке.
В случае с компанией JCT идентичность торговой марки поддерживается с помощью логотипа и талисмана.
Что нужно клиенту? Очень важно внимательно выслушивать клиента и отличать то, что он хочет, от того, что ему нужно. Мы были знакомы с одним дизайнером, которого клиент чуть не довел до сумасшествия. Клиент ему предложил довольно элегантное решение дизайна. Тот выполнил работу, на что клиент сказал, что готовый дизайн напоминает ему 10-центовую монету и совершенно разрушает его задумку. В этом случае клиент и исполнитель утратили из виду главную цель дизайна — удовлетворение потребности, сфокусировав внимание на сверхновых техниках, которые смазали цель. В данном случае причиной было добавление на все страницы дополнительных линий.
Вам теперь предстоит довольно неординарная работа. Нужно не только разработать и реализовать дизайн, но и провести массу времени с клиентом не в роли подрядчика, а в роли учителя. В приведенном выше примере дизайнер должен был объяснить клиенту, как дополнительные линии разрушают всю концепцию дизайна. Внезапно оказалось, что только эти линии и были источником разногласий с клиентом, поэтому решение этого вопроса позволило им продолжить сотрудничество. И снова, если клиент встанет в позу и скажет: "Я за это плачу, и если я сказал, что здесь должна быть линия, значит, вы должны ее туда поставить," — вам нужно серьезно подумать о продолжении отношений с этим клиентом.
Это — классический случай дипломатичного разрешения конфликта с требованиями клиента. В этой точке критичен искусный дипломатический подход, о котором мы уже говорили в этой книге. Здесь клиент должен получить намек на нерациональность своих требований, но уже на своем языке: "А вот сколько это будет стоить, если выполнить ваши требования".