Структура узла
Пользователей Web — сотни миллионов, и вряд ли среди них можно найти двух,
которые будут использовать ваш узел одинаково. Они будут заскакивать на него на разведкv, быстро осматриваться и так же быстро покидать. Другие будут методично заходить
на все страницы в поисках чего-нибудь новенького. Остальные при входе на узел будут
преследовать конкретную цель и после ее достижения будут выходить с узла.
В этом разделе мы сфокусируем внимание на том, как помочь посетителям узла достичь поставленной цели, и создадим карту узла. Именно в этой точке между клиентом : командой разгораются споры относительно того, откуда и куда лучше переходить.
Важность моделирования узла
Несколько месяцев назад у одного из авторов книги потерялась дочь при переезде на автобусе из одного города в другой. Она позвонила по телефону и оставила сообщение,
что выезжает на автобусе в 5 часов вечера, и попросила, чтобы ее кто-нибудь встретил
на местной автостанции. Самым важным ее упущением было то, что она не сообщила времени своего прибытия. Вместо того чтобы звонить в автобусную компанию по телефону, автор этих строк зашел на узел автобусной компании, чтобы узнать время прибытия.
С первого взгляда он не смог найти ссылку на расписание движения автобусов. В конце концов он ее нашел зарытой в куче других ссылок в нижней части страницы. Он щелкнул на ссылке, и в центре экрана возник выпадающий список городов. Он выбрал тот город, из которого выехала его дочь. И — ничего не произошло. Он ожидал увидеть список пунктов назначения, но ничего такого не было. И тут он заметил, что в другой части страницы появилась категория То:. Тогда из другого выпадающего списка он выбрал пункт назначения.
Загрузилась новая страница, и тут автор понял важность написания этого раздела в книге. Эта страница содержала список времени отправления, а колонка и временем прибытия была пустой!
В этом частном случае компания не только затруднила поиск нужной информации, но и, в конце концов, ее не предоставила. Автору пришлось звонить в автобусную компанию и проходить через сложное голосовое меню, чтобы узнать, что среднее время проезда между городами — два с половиной часа. Даже в этом случае Web-узел ошибся с определением местного времени.
Если бы автобусная компания правильно спланировала структуру информации, автор бы нашел интересующие его данные после одного-двух щелчков и не потерял массу времени. Неприятной стороной Web-дизайна является то, что не обращается внимание на время, затраченное на формирование структуры узла. Это — не такая уж и благодарная сторона процесса разработки узла. Если же оказалось так, что именно вы занялись этим вопросом, представьте себя на месте клиента такой вот автобусной компании. Сколько человек ежедневно заходит на узел с целью узнать время прибытия автобуса? Если такой информации они не найдут, станут ли они клиентами конкурирующей компании, которая такую информацию предоставляет?
Эта автобусная компания не посмотрела на свой узел глазами обычного посетителя. Узел был разработан с точки зрения самой корпорации, а самым важным для нее было время отправления автобусов, как будто бы автобусы отправляются в никуда. Они ни разу не задали себе вопрос: "А что ищут на узле наши клиенты?" или "Удовлетворяем ли мы потребности клиентов" и ни разу на него не ответили другим вопросом: "Какова должна быть структура узла, чтобы удовлетворить потребности клиентов?"
Когда узел моделируется, такие вопросы сразу выплывают на поверхность, и их решение становится очевидным. Модель на рис. 4.9 показывает размещение информации на странице. Мы видим большой пробел в колонке Arrival (Прибытие). Информация отсутствует.
Мир требует удобства использования Web-узлов, и пока клиенты не будут готовы платить за исследование и тестирование, посвященные этому вопросу, эта нагрузка ложится исключительно на плечи команды разработчиков.
Рис. 4.9. Обратите внимание, что в оригинале отсутствует время прибытия. Если бы создатели поставили себя на место пассажира, они бы создали модель, показанную справа
Создание карт узлов
Когда мы проводим семинары, то часто задаем следующий вопрос: "Кто из вас
создает карты узлов?" Обычно поднимается только несколько рук. После этого
звучит следующий вопрос: "Кто использует специализированные программы создания карт узлов?" Число поднятых рук убывает. В заключение мы спрашиваем: "Кто не понимает, о чем идет речь?" Неизбежно поднимается несколько рук.
Карта узла подобна скелету человека. Она отражает скрытую структуру объекта. Правильно сформированная, карта узла показывает организацию, потоки информации, переходы между страницами, группировку содержания, и многое, многое другое. На этом этапе процесса можно просканировать весь проект: от его макропредставления как набора страниц до микропредставления отдельных элементов страницы.
Эта карта представляет собой документ, который отдается клиенту на утверждение и подпись. Не имеет значения, что именно вы предоставляете клиенту на рассмотрение — листы бумаги, файлы PDF, модель узла и т.п., — потребуйте, чтобы он все это подписал. С многих точек зрения процесс этот — неудобный; однако вы можете быть уверены, что перед тем, как подписаться, клиент тщательно проанализирует представленную модель. Естественно, карта узла является таким же живым документом, как и сама Web, и она меняется по мере изменения структуры узла. Если такое происходит, клиент должен завизировать изменение на карте узла, прежде чем проект углубится в стадию реализации изменений.
Содержание раздела