Web-разработка с Macromedia Studio MX



Понятность и разборчивость


Когда Дело касается книгоиздательства, слова понятность и разборчивость обычно следуют рука об руку. Разборчивость делает текст понятным, и читатель получит более приятное впечатление от узла, если ему не придется расшифровывать каждое слово.
Когда мы читаем, то не обращаем внимание на отдельные буквы. Мы смотрим только на общий вид слова и сопоставляем его со списком известных нам образов слов. В первую очередь мы обращаем внимание на начертание верхних половинок букв. На рис. 7.4 прописные буквы начертаны единообразно. Данное написание заставляет читателя остановиться и дешифровать каждую букву. Однако строчные буквы на том же рисунке не так единообразны. Читатель может быстро окинуть взглядом верхушки букв и сопоставить их с выступами и углублениями известных слов, таким образом, составляя общее впечатление. Это позволяет быстро распознать все буквы слова. Еще один пример содержится на официальном Web-узле этой книги. Если открыть файл Legibility, swf, то можно увидеть, как читаются слова. Когда файл открыт, вы видите только нижние половинки букв. Если вы переместите синюю область с нижних половинок на верхние, то сразу поймете смысл сказанного.
Еще одной областью, которая формирует общее впечатление, являются стенки букв. На рис. 7.5 показано одно слово — condor, — представленное правыми и левыми половинками букв. Когда открыты правые половинки, это слово вряд ли удастся распознать. Когда открыты левые — слово легко читается.
Еще одним фактором, который влияет на читабельность текста, является дизайн букв используемого шрифта. Иногда шрифт может быть трудно распознаваемым из-за однообразия форм отдельных букв. Например, на рис. 7.6 показаны прописные буквы, набранные шрифтом Univers 55. Обратите внимание на однообразие форм. Пары букв "О-Q" и "E-F" имеют практически одинаковое начертание. Так как мы смотрим сразу на верхние половинки, то легко можно будет потерять значение букв "Q" и "Е".
Хотя отдельные буквы формируют общий вид слова, нельзя забывать, что они составляют также и блоки слов, которые читает пользователь. Если общий вид фразы теряется, слова могут сформировать незнакомый шаблон, который придется распознавать по отдельным словам. Классическим примером является написание текста одними прописными буквами (рис. 7.7). Этот текст совершенно теряет разборчивость, и читателю остается только догадываться, что все это значит. Это произошло потому, что шрифт имеет единообразное начертание прописных букв, вследствие чего слова стали трудно читаемыми. Напишите текст прописными буквами, 6-точечным моноширинным шрифтом серого цвета, и вы спрячете фрагмент, который правительство требует помещать на страницы, но который не хочется, чтобы читали посетители.
У Flash-разработчиков существует тенденция использовать темно-серые буквы на светло-сером фоне. Однако такой подход также делает текст неразборчивым и непонятным.
На разборчивость текста оказывает влияние также расстояние между буквами и словами. Работники печати этой детали уделяют большое внимание. Они могут уменьшить расстояние между буквами одним движением руки, и слова сразу становятся разборчивыми, так как буквы одного слова будут тесно сдвинуты друг к другу. Однако слишком маленький или слишком большой интервал между буквами может также затруднить чтение. При слишком маленьком интервале отдельные слова становятся неразборчивыми, а при слишком большом теряется связь между буквами, которые составляют слово. Попробуйте прочитать фразы на рис. 7.8, чтобы понять важность этого аспекта.



Рис. 7.4. Обратите внимание, как верхние половинки букв повышают разборчивость в нижнем, примере



Рис. 7.3. Слово Condor можно распознать, когда открыты только правые половинки букв



Рис. 7.6. Какая строка более понятна — верхняя или нижняя? Прописные буквы "О" и "F" имеют практически такое же начертание, как и "Q" и "E". Чтобы расшифровать слово, читателю придется остановиться



Рис. 7.7. Этот текст, написанный прописными буквами, практически невозможно прочитать



Рис. 7.8. Понятность текста исчезает, когда буквы слов слишком плотно сдвинуты или слишком разрежены