Web-разработка с Macromedia Studio MX



Выбор и использование шрифта


Выбор и использование конкретных шрифтов — это скорее субъективное, чем объективное решение. Однако по этому вопросу существует несколько общих рекомендаций, которые мы советуем вам учесть. Если у вас уже существует хороший подбор шрифтов, эти рекомендации вы можете просто взять на заметку.

  •  Всегда принимайте в расчет целевую аудиторию. Крутой шрифт, помещенный на рекламе сноуборда, вряд ли сработает на узле, предназначенном для пенсионеров.
  •  Нельзя научиться использовать шрифты. Этому нужно учиться постоянно. Просматривайте газеты, журналы, рекламу, Internet, книги, постеры, титры фильмов и другие источники. Не бойтесь просматривать и то, что считается плохим использованием шрифтов. Посмотрев на эти примеры критически, вы увидите, как избежать таких ошибок.
  •  Если на странице нужно разместить много текста, используйте шрифт с засечками для основного материала. Не относитесь с предубеждением к стандартным шрифтам типа Times, Times New Roman и Century только из-за того, что их используют все. Используйте несколько шрифтов одного семейства, и вы увидите, как результат работы приятно удивит вас.
  •  Споры об использовании шрифтов с засечками (Serif) и рубленных шрифтов (Sans Serif) напоминают войны между компаниями Macintosh и Microsoft. Если что-то работает, то оно работает. Когда испытываете сомнения, используйте Sans serif для заголовков и Serif для основного текста. Если же вы слишком разборчивы, тогда отбросьте вообще шрифты Serif и используйте повсеместно Sans serif.
  •  Если нужно инвертировать шрифт (белый шрифт на черном или цветном фоне), делайте это умеренно. Хорошенько подумайте, прежде чем инвертировать шрифт Serif. Мелкие детали этих шрифтов могут заполниться фоном. Если вы все-таки инвертируете шрифты Sans Serif, немного увеличьте расстояние между буквами, чтобы текст был разборчивым.
  •  Плохим тоном считается заполнение текстом всей рабочей области от левой до правой границы броузера. Текст становится при этом не более чем серым фоном вокруг рисунков, а совсем не информацией. Что-то среднее между 36 и 70 символами на строку будет лучшим решением.
  •  Если вы определенно не знаете, что делаете, не экспериментируйте со шрифтами. Если нужно сжать шрифт, не уменьшайте расстояние между буквами вручную, а используйте его версию Condensed — например, Franklin Gothic Condensed. To же касается и масштабирования. Все, что вы делаете вручную, однозначно уменьшает разборчивость.
  •  Всегда используйте парные кавычки и апострофы.
  •  После точки всегда вставляйте только один пробел. Два пробела являются плевком в сторону автора шрифта.
  •  Используйте тире, а не дефисы. Оставьте последние любителям. Длина тире зависит от региона, в котором вы живете. Существуют два их типа: N- и М-тире. В самом названии заложена длина символа тире, равная ширине буквы N или М. N-тире приняты в Великобритании и Канаде; М-тире используются в США.

Каждая из форм шрифта создана для определенных целей. Никогда не забывайте, что неправильное начертание текста может изменить, а иногда и полностью исказить смысл оригинала.
Происхождение шрифтов с засечками и прочая бесполезная информация
Никто с точностью не может сказать, как шрифты с засечками появились на сцене. Наиболее правдоподобной является теория связи с буквами, используемыми в Древнем Риме.
В древние времена буквы выбивались на каменных колоннах и стенах. Перед выбиванием их рисовали краской с помощью кисти. Однажды один художник, отпустив кисть, не заметил, как на конце буквы образовалась засечка. Рабочий, выбивавший по рисунку, подумал, что это — не ошибка, и тщательно выбил засечку. Так и появился шрифт с засечками.
Другое объяснение приводит в доказательство тот факт, что по окончании выбивания на : камне по рисунку рабочий ставил засечку, означающую, что символ готов.
Еще одно из объяснений, которое нам нравится больше всего, ссылается на времена, когда первопечатники для печати оригинала древнегреческого текста использовали образец исходного текста — Lorem Ipsum. Это происходило в XVI веке, когда составлялись первые образцы шрифтов. Откуда взялся такой текст? В журнале Before and After Magazine (том 4, стр. 2) этому дается очень интересное объяснение.
Согласно этой статье, фраза написана на латыни и взята из высказывания Цицерона "de Finibis Bonorum et Malorum". Полный текст фразы следующий: "Neque Porro quis-quam est qui dolorem ipsum quia dolor sit amet, consectetur, adipisci velit.,.". Первопечатники просто скопировали написание оригинала.
Книгопечатание и 94-футовый "Линкольн"
Зимой 1994 года один из авторов книги сидел в офисе, который снимал вместе с Деннисом Мейсоном (Dennis Mason). Деннис завоевал себе хорошую репутацию в кругах книгопечатников благодаря сотрудничеству с крупнейшим в Торонто издательством Mono Lino и руководству центром Berthold Type Center в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Деннис — маленький скромный британец, приверженец безупречной одежды и узконосых туфель, увлеченный проблемой правильного использования шрифтов. Автору пришлось провести много времени с Деннисом, выслушивая его жалобы относительно полного отсутствия хорошей полиграфии в цифровом мультимедиа.
Деннис был ярым сторонником правильной типографии, и чтобы поддеть Денниса, автор иногда отпускал следующую реплику: "Деннис, чего ты так огорчаешься? Все знают, что шрифт — это всего лишь серый фон вокруг рисунков". В ответ Деннис начинал преподавать автору основы и нюансы хорошей полиграфии. Двенадцати месяцев, проведенных автором с Деннисом в одном офисе, хватило, чтобы у него привилась чувствительность к хорошей полиграфии, которую он пронес с собой до настоящего времени.
В один обычный зимний день в Торонто, когда горы слякоти были отброшены к обочинам дороги, небо было закрыто облаками, а температура была чуть выше нуля, когда холодные сырые улицы не вызывали никакого приятного чувства, обещая, что день будет еще более нестерпимым, чем предыдущий, на наших столах, как всегда, появились утренние газеты, и, чтобы немного поднять настроение, мы с Деннисом занялись любимым занятием — поиском образцов чрезвычайно плохой полиграфии в рекламных объявлениях.
"Посмотри на это," — воскликнул Деннис. — "Как пить дать, это рекламное объявление было сделано на настольной издательской системе!" Как вы уже догадались, такая реплика относительно настольных издательских систем не могла не задеть автора.
Деннис взял газету и показал рекламу, размещенную в газете одной из местных дилерских сетей по продаже автомобилей. Они пытались продать одну из последних моделей марки "Линкольн" образца 1994 года. "Посмотри, — сказал Деннис. — Этот придурок не понимает разницы между апострофом и знаком фута". Тогда автор подошел к телефону, нажал на кнопку громкой связи и набрал номер дилера.
После того как разговор перевели на менеджера по продажам, он выглядел следующим образом.
"Я видел ваше объявление в газете, — сказал автор. — Выглядит так, будто вы распродаете машины "Линкольн" модели 94 года".
"Да, сэр".
"Одна из них мне приглянулась. Могу ли я ее посмотреть?"
"Какая именно, сэр?"
Та, что изображена прямо под заголовком. Согласно вашей рекламе, вы продаете модель "Линкольна" длиной 94 фута. Именно ее я хотел бы посмотреть".
До сих пор этот анекдот Деннис рассказывает в своих классах по полиграфии. Один из классов преподнес ему небольшой подарок. Это была брошюра, на обложке которой было написано: "Ваша машина готова, мистер Мейсон". В брошюре был изображен "Линкольн" с такими пропорциями, что было видно, что его длина действительно 94 фута.
В этом случае с "Линкольном" использование неправильной формы апострофа удлинило машину (рис. 7.9). Изучите таблицу символов ASCII (или таблицу Key Caps на компьютерах Мае). Вам ведь не хочется, чтобы какой-нибудь шутник позвонил вам и попросил продать 94-футовую машину, ссылаясь на ваше объявление о распродаже. И не хочется, чтобы какой-нибудь Деннис Мейсон остановил палец на экране, воскликнув в ваш адрес: "Вот придурок!"



Рис. 7.9. Использование символа фита вместо апострофа совершенно изменило смысл объявления